Как поступить в бизнес школу?

2017-11-08 18:27:44

bs

Степень, полученная в бизнес-школе, для многих уже не просто галочка в резюме, но настоящий трамплин в будущее. Потому и конкурс на программы MBA в Высшей школе бизнеса Назарбаев Университета (ВШБ НУ) достаточно велик и сложен. Накануне экзаменов члены приемной комиссии рассказали, что и как надо сделать для того, чтобы стать одним из студентов востребованного курса.

На сегодняшний день в бизнес-школе Назарбаев Университета функционируют три программы магистратуры. Это, конечно же, очное обучение бизнес-администрированию, документы на которое может подать любой желающий специалист с опытом работы более двух лет, программа МВА для руководителей — претендовать на участие в котором могут управленцы со стажем на топовых позициях более пяти лет, и программа «Магистр наук по финансам». Цель последнего курса – подготовка финансовых аналитиков экстра-класса. Но все три магистерские программы объединяет то, что все студенты проходят международную резиденцию в школах-партнерах в Америке или в Англии.

Список документов, необходимых для поступления на программы МВА достаточно обширен, он включает в себя и резюме, и документы об уже полученном образовании, и несколько рекомендательных писем, и два вида эссе. Но даже полный пакет документов вовсе не гарантия зачисления на курс. Все решит по итогам собеседования приемная комиссия, в которую входят преподаватели и профессора ВШБ НУ и ее стратегического партнера — Школы бизнеса Фукуа Университета Дьюк.

— Роль приемной комиссии – определить потенциал каждого студента, чтобы наполнить курс интересными людьми, которые будут пытаться что-то делать для сообщества и станут полезны другим сокурсникам. И именно с этой позиции мы оцениваем каждого претендента, — говорит Ассистент Декан Школы бизнеса Фукуа Аннели Рихтер.

Преимуществом при этом будет активная жизненная позиция, опыт волонтерства. Но, как отмечает старший менеджер Высшей школы бизнеса Назарбаев университета Анель Стамбекова, мелочей в интервью не бывает.

— На интервью важно все. И одежда, и зрительный контакт, и умение совладать с собой в стрессовой ситуации. Нам нравится, когда кандидат ведет себя свободно, шутит о своих достоинствах и недостатках. Потому что мы отбираем прежде всего личностей, тех, с кем будет интересно учиться таким же интересным личностям, — говорит она.

Чтобы понимать, что кандидатов ждет на личном интервью в приемной комиссии, Анель Стамбекова советует посмотреть как проходят собеседования в крупные международные компании, какие вопросы там задаются и на что делается упор.

Впрочем, сформировать о себе положительное мнение у членов приемной комиссии можно и до собеседования – в помощь огромный пакет документов. Начинать лучше всего с резюме. Как отмечает Аннели Рихтер, важно не где работал человек, а какой опыт на этой работе он приобрел. Потому она советует расписывать резюме очень подробно и максимально просто.

— Один совет касательно вашего резюме: предположим, вы представитель узкой технической специальности. Но резюме должно быть составлено так, чтобы любой человек, далекий от вашей работы, прочитав ваше резюме понял чем вы занимаетесь и какой навык из своей работы извлекли, — говорит она.

Внимание стоит уделить и графе «образование». При поступлении на программы МВА обязательно необходимо предоставить данные с предыдущего места обучения. А нередко получается так, что амбициозный молодой руководитель, успешный лидер в студенчестве особой успеваемостью не отличался. Как признаются члены приемной комиссии, это вовсе не преграда для степени МВА.

— Два главных академических показателя – математический тест, который сдается при поступлении и GPA с предыдущего места обучения. Конечно, мы будем смотреть на то, как часто вы бросали вызов себе, насколько сложные курсы выбирали, как их проходили. Существующий GPA, конечно же, никак не исправить. Но можно усилить резюме ссылками на какие-то научные работы, которыми Вы по праву гордитесь. Или, если чувствуете, что математика – не самая сильная Ваша сторона, то к тесту по ней можно присовокупить какие-то данные о пройденных по данному предмету дополнительных курсах. То есть, нам важен не столько Ваш имеющийся багаж, сколько стремление улучшить свои показатели и мотивация на дальнейшее развитие, — говорит Аннели Рихтер.

— Для низкой успеваемости на в бакалавриате очень часто есть веские причины: пришлось работать, чтобы оплачивать обучение, серьезные трудности в семье или еще что-то. Расскажите нам о них, дайте понять, что у вас есть стремление развиваться, — вторит ей Анель Стамбекова.

Не менее важным этапом отбора являются рекомендательные письма. И здесь у абитуриентов, как отмечают члены приемной комиссии, зачастую одни и те же ошибки.

— Иногда люди думают, что правильнее всего получить рекомендацию самого высокого по рангу начальника. Но это не так. Нам важнее отзыв того человека, который непосредственно с вами работал и знает вас как личность и специалиста. Подумайте, кто может рассказать о вас как о командном игроке. Мы ищем людей, которые смогут работать в команде, делиться своим опытом и принимать опыт других, — говорит Аннели Рихтер.

— Если говорить о рекомендательных письмах, то нам бы хотелось увидеть в них человека с разных сторон. Поэтому замечательно, когда одно письмо пишет руководитель, а другое – коллега или бизнес-партнер, — рекомендует Анель.

Со всей ответственностью члены приемной комиссии советуют подойти и к написанию эссе. Их, к слову, нужно два – одно автобиографическое, второе – на более свободную тему. И обе статьи должны быть на английском языке. Самое главное, чего нельзя делать ни в коем случае – это пользоваться чужими трудами. В ВШБ НУ установлена очень хорошая программа «Антиплагиат», и, конечно же, претенденту на степень МВА воровать чужой текст просто недопустимо. Члены приемной комиссии ценят, когда кандидаты раскрывают тему оригинально и рассказывают в эссе о каком-то личном опыте и сделанных выводах. Именно эссе помогает приемной комиссии оценить языковые, коммуникационные и лидерские навыки кандидатов.

— Хотя многие не любят писать эссе, для нас это очень ценный документ, он помогает нам узнать вас как человека. Это то, что собирает воедино весь тот пазл документов, которые вы нам предоставили, — говорит Аннели Рихтер.

И, что примечательно, не будет ошибкой в эссе признаться, что на данном этапе жизни человек зашел в тупик и не понимает как дальше строить карьеру. Адекватная оценка себя очень важно для бизнес-лидера. К тому же, как показывает практика ВШБ, после окончания того или иного курса МВА некоторые студенты кардинально меняли свою сферу деятельности, заново строили карьеру. Но в любом случае – МВА это новый горизонт развития и тот, кто смог за него заглянуть, ни о потраченном времени, ни о деньгах совершенно не жалеют.

Информация о программах Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета по ссылке: https://gsb.nu.edu.kz/programmy/.

Консультации по поступлению: +7 (7172) 70 91 83, 70 93 43, 70 90 28.

Статья доступна на сайте forbes.kz